Любой начинающий мастер или студент может прочитать о ремонте буровых установок в справочной литературе. Мы расскажем, как повысить работоспособность бурового оборудования на практике. Ведь, как известно, в теории все бывает проще, а о некоторых деталях ремонта буровой техники в учебниках не пишут.
Азбука для ремонтников Впрочем, даже опытный специалист, приступая к ремонту специализированной техники, не забудет заглянуть в справочник. У любого оборудования есть свои нормативы и схемы ремонта. Важно не упустить ни одну деталь, чтобы неисправный механизм вновь заработал. Настоящей «азбукой» для слесарей и механиков является учебное пособие В. С. Кузнецова «Обслуживание и ремонт бурового оборудования» (1971 г. издания). В нем подробно описан процесс ремонта основных и вспомогательных механизмов бурового комплекса — автор словно разобрал и полностью собрал буровую установку на страницах своей книги. Конечно, частично информация устарела. Технические возможности современных буровых машин в советские годы казались фантастикой. Но главные правила ремонта бурового оборудования остаются актуальными и в наши дни. Перед началом текущего или капитального ремонта буровая установка очищается от грязи и пыли, с рабочих полостей сливается масло. Проверяется паспорт и акт о техническом состоянии оборудования. Все узлы и детали должны быть на месте. Допустима лишь 10-процентая недокомплектация. Далее по графику — разборка деталей. Необходимо создать рациональную схему демонтажа, при котором ни одна деталь не будет повреждена. Буровая установка — это сложный механический комплекс, своеобразный конструктор в реальном производстве. При его ремонте разбирают только те узлы, которые имеют износ или дефекты. Поэтому следующим важным ремонтным этапом является дефектовка. При определении величины и характера износа важно учитывать экономический показатель, согласно которому стоимость отремонтированной детали не должна быть выше стоимости новой. Как видим, даже в советские годы знали о законах рыночной экономики! Не устарели и технологии восстановления изношенных деталей. Обрести вторую жизнь механизмам помогают методы металлизации (нанесение жидкого металла струей сжатого воздуха), перезаливки деталей антифрикционными сплавами, использование замазок и клея. Ремонт крупногабаритных узлов производится при помощи станков. Незаменимыми помощниками для ремонтников становятся мостовые краны, домкраты, рельсовые тележки и другое подъемно-транспортное оборудование. Часто используется в работе слесарный верстак, гидравлический горизонтальный пресс, съемники клапанов буровых насосов и другое специальное оснащение. Наконец, когда в буровой установке восстановлено все до трещинки, ее узлы вновь собирают. А далее испытывают при помощи стендов, имитирующих условия работы. P align=justify>Азбука для ремонтников Впрочем, даже опытный специалист, приступая к ремонту специализированной техники, не забудет заглянуть в справочник. У любого оборудования есть свои нормативы и схемы ремонта. Важно не упустить ни одну деталь, чтобы неисправный механизм вновь заработал. Настоящей «азбукой» для слесарей и механиков является учебное пособие В. С. Кузнецова «Обслуживание и ремонт бурового оборудования» (1971 г. издания). В нем подробно описан процесс ремонта основных и вспомогательных механизмов бурового комплекса — автор словно разобрал и полностью собрал буровую установку на страницах своей книги. Конечно, частично информация устарела. Технические возможности современных буровых машин в советские годы казались фантастикой. Но главные правила ремонта бурового оборудования остаются актуальными и в наши дни. Перед началом текущего или капитального ремонта буровая установка очищается от грязи и пыли, с рабочих полостей сливается масло. Проверяется паспорт и акт о техническом состоянии оборудования. Все узлы и детали должны быть на месте. Допустима лишь 10-процентая недокомплектация. Далее по графику — разборка деталей. Необходимо создать рациональную схему демонтажа, при котором ни одна деталь не будет повреждена. Буровая установка — это сложный механический комплекс, своеобразный конструктор в реальном производстве. При его ремонте разбирают только те узлы, которые имеют износ или дефекты. Поэтому следующим важным ремонтным этапом является дефектовка. При определении величины и характера износа важно учитывать экономический показатель, согласно которому стоимость отремонтированной детали не должна быть выше стоимости новой. Как видим, даже в советские годы знали о законах рыночной экономики! Не устарели и технологии восстановления изношенных деталей. Обрести вторую жизнь механизмам помогают методы металлизации (нанесение жидкого металла струей сжатого воздуха), перезаливки деталей антифрикционными сплавами, использование замазок и клея. Ремонт крупногабаритных узлов производится при помощи станков. Незаменимыми помощниками для ремонтников становятся мостовые краны, домкраты, рельсовые тележки и другое подъемно-транспортное оборудование. Часто используется в работе слесарный верстак, гидравлический горизонтальный пресс, съемники клапанов буровых насосов и другое специальное оснащение. Наконец, когда в буровой установке восстановлено все до трещинки, ее узлы вновь собирают. А далее испытывают при помощи стендов, имитирующих условия работы.
Ремонт с модернизацией В идеале капитальный ремонт должен проходить с модернизацией бурового оборудования. Это повышает производительность и эффективность буровых работ, позволяет предприятиям идти в ногу со временем и использовать современные оборудование и технологии бурения. Весомая причина для усовершенствования оборудования — естественное старение или износ механизмов установки. Ни один здравомыслящий механик не будет устанавливать на буровой станок устаревшую модель подшипника, снятую с производства. Он поставит новый, более надежный, тем самым выполнив модернизацию. Еще одна причина для модернизации — постоянное ужесточение требований безопасности, технических регламентов и других нормативов, без соблюдения которых техника не может быть допущена к работе. Исправление ошибок в эксплуатации буровых установок происходит на фоне модернизации. Многие предприятия усовершенствуют технику для повышения экономической эффективности. Например, за счет установки новых укрытий и средств обогрева на буровых станках снижаются энергетические потери, а применение модульных конструкций позволяет снизить затраты на монтажные работы и транспортировку буровой техники. Но, пожалуй, главным поводом для модернизации узлов и механизмов буровых агрегатов является внедрение передовых технологий на предприятиях. Сегодня в отечественной промышленности становится популярным метод горизонтального бурения. Для этого буровые станки оснащаются верхним приводом, а в новом оборудовании верхний привод входит уже в стандартную комплектацию. Дополнительные преимущества при ведении технологического процесса буровым установкам дают современные регулируемые приводы переменного тока. А ужесточение экологических требований заставляет владельцев буровых машин устанавливать новое очистное оборудование и системы для сбора стоков. Технически сложным, но возможным является перевод стационарных установок на кустовое бурение. Сегодня этот проект реализует компания «НГК-Технологии» (г. Москва). «Подводные камни» сервисного обслуживания С другой стороны, модернизация оборудования выгодна не всегда. Она сложна в организации, требует специальных инженерных навыков и немалых затрат. Проще списать устаревшую технику и купить новую. Так поступают сегодня большинство предприятий. Остается выбрать, какой станок лучше — отечественный или зарубежный? По словам механика производственного участка ООО «Управление по ремонту и обслуживанию горно-шахтного оборудования» в Новокузнецке Вячеслава Колосова, техническая политика в отечественном машиностроении до сих пор ориентирована на усовершенствование имеющихся моделей техники, а не на создание новых проектов и расширение модельного ряда. Отечественные заводы выпускают новые машины по улучшенным советским образцам. Многие из них существенно проигрывают зарубежным конкурентам по производительности, надежности, экономичности и другим параметрам. Преимуществом буровой техники российского производства является адекватная цена и доступное сервисное обслуживание. Сервис импортной техники для российских предприятий остается проблемным узлом. «В результате аутсорсинга многие производства остались без сервисных ремонтных служб. Грамотных специалистов-ремонтников на производстве не хватает. Техническое обслуживание и ремонт буровых установок и другого оборудования и агрегатов сегодня, как правило, проводят сторонние организации», — рассказывает старший механик ООО «Sandvik Mining и Sandvik Construction СНГ» Сергей Сюсюкин. Одной из сфер деятельности компании Sandvik является производство, продажа и сервисное обслуживание буровых установок и другого оборудования для ведения открытых и подземных горных работ, компания имеет два филиала в Кузбассе — в Кемерово и Новокузнецке. Буровые станки Sandvik работают на угольных разрезах ОАО «Кузбассразрезуголь», ООО «Шахта 12» в Киселевске, Тейском филиале ООО «Руда Хакасии», на разрезе «Распадский», ООО «Топкинский цемент», ОАО «Южный Кузбасс» и других предприятиях. В сфере сервисного обслуживания буровых установок специалисты Sandvik сотрудничают с ООО «Соврудник» (Красноярский край) и ЗАО «Распадский». Многие угольные разрезы в условиях кризиса отказываются от сервисных услуг. Казалось бы, в этом ничего плохого нет — предприятия технику используют, сами же ее и ремонтируют. Но тут возникают подводные камни. Оригинальные запасные части значительно дороже, чем на аналогичное оборудование отечественного производства. Собственники предприятий в целях экономии вместо оригинальных запчастей для импортных буровых станков покупают дешевые аналоги. Иностранные машины упорно протестуют и работать не хотят. Но это только полбеды. На многих предприятиях сегодня отказываются от плановой замены узлов и агрегатов, выполняя ее только в случае аварии. Да и техническое обслуживание заставляет желать лучшего. В обслуживании оборудования стоимостью в несколько миллионов долларов используют рабочие жидкости сомнительного качества, регламент замены фильтрующих элементов не соблюдается, а порой и вовсе упрощается. Нередко поломки на буровых станках возникают при неправильной эксплуатации. По словам Сергея Сюсюкина, многие аварийные простои на буровых станках происходят из-за «человеческого фактора». Управлять сложной импортной техникой умеют не все. А пока научатся, «наломают дров». Так было на одном из предприятий в Киселевске, где за месяц вывели из строя новый буровой станок, загнув на нем мачту. На обучении персонала здесь тоже решили сэкономить. Но несмотря на все трудности, связанные с обслуживанием зарубежной буровой техники, крупные добывающие компании отдают ей предпочтение как более надежной, производительной и мобильной. Российский автопром пока не выдерживает конкуренции с Западом. А вот отечественный сервис для нас пока более выгоден. Предприятиям остается найти золотую середину — в условиях кризиса создать оптимальные условия для обслуживания и ремонта современной буровой техники на своем производстве.
ИНТЕРВЬЮ
| Игорь Сухарьков, исполнительный директор ОАО «Черногорский РМЗ» Республика Хакасия, г. Черногорск — Насколько актуален сейчас вопрос о ремонте изношенного бурового оборудования? Есть ли смысл покупать новое оборудование, чем чинить старые установки времен СССР? — Как показывает опыт работы, старые буровые установки ремонтировать смысл есть (если они не превратились в утиль). Старое оборудование советского образца хоть и отличается от современного малой мощностью, но гораздо дешевле в эксплуатации. Экономия выходит из дешевого ремонта. Он оказывается дешевле, чем приобретение запасных частей импортного производства, тем более что импортная техника предоставляет запасные части всегда в сборке, т. е. «узлом». Цены на импортное оборудование и ЗИП всегда выше, нестабильны в связи с ростом таможенных сборов и изменением курса иностранных валют. Импортная техника рассчитана строго на определенные нагрузки, указанные в паспорте, и номинальное количество моточасов, а советская техника всегда изготавливалась с запасом и увеличенным процентом надежности. В советском оборудовании ставка делалась на погрешность в условиях эксплуатации, отсутствие своевременного технического обслуживания и перегрузки техники во время работ.
— Что изменилось в ремонте оборудования за последние десять лет? Далеко ли шагнул прогресс от старых «дедовских» способов? — Изменения при ремонте оборудования по сравнению со старыми способами произошли не только в положительную сторону, но и в отрицательную. Плюсом стали универсальные металлообрабатывающие станки (как правило, иностранного — китайского производства); всевозможные пневмо-, авто-, электро- гайковерты, шуроповерты и прочая автоматика; плазменная сварочная техника (уменьшение отходов, уменьшение обработки заготовок и т. п.); автоматизация производственных процессов, удобство учета и расчета затрат; всевозможные лазерные линейки, твердомеры, аппараты для определения химического состава металла, индикаторы и прочая мерительная аппаратура… Все это сильно облегчает рабочие моменты, экономит время и деньги предприятия. К минусам можно отнести отсутствие твердого ГОСТа на входящую продукцию. Даже при наличии сертификатов и паспорта подшипники не подходят ни по твердости, ни по размерам, а легированные металлы и сплавы не совпадают со стандартами. Металлорежущие станки импортного производства довольно непросто ремонтировать в наших условиях.
— Появились ли новые агрегаты и оборудование для проведения ремонта на месте? — Новые мобильные устройства, несомненно, появляются и используются для ремонтов на месте нахождения техники. Это очень удобно. В нашем случае используется расточное устройство для ремонта узлов экскаваторов и погрузчиков.
— Дорого ли обходится такой ремонт компаниям? — Ремонт с использованием мобильных устройств (с учетом дорогих расходных материалов) обходится практически по тем же ценам, что и ремонт на предприятии. По нашим данным итоговых расчетов себестоимости и вычета затрат на транспортировку узлов к месту проведения ремонта и обратно (а также погрузка, разгрузка, а порой и даже отсутствие демонтажа с монтажом ремонтного узла), становится явным то, что сокращаются сроки проведения ремонта, уменьшается простой оборудования в ремонте, идет снижение себестоимости для добычных компаний.
— С какой проблемой обычно сталкиваетесь в ремонте? Что ломается чаще? — Все чаще приходится сталкиваться с проблемой выхода из строя гидроцилиндров на технике импортного образца с использованием гидравлики. Происходит это потому, что при низких температурах и экономии спецмасел для холодного времени года происходит замерзание гидравлики. При чисто русском отношении к иностранным машинам (несвоевременное ТО, смазка, протяжка и ревизия) происходит ускоренный износ ЗИП. Также зачастую приходится долго ждать запасные части и узлы агрегатов. Справка: ОАО «Черногорский РМЗ» осваивает новые виды продукции для импортной горношахтной техники ЗИП и МТР. Предприятие планирует расширять номенклатуру услуг, в том числе и по ремонтам импортного оборудования с изготавливанием вышедших из строя запасных частей, восстановлением и ремонтом гидравлических узлов. |
Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №2-2014 г.
скачать pdf Елена Дадаева.
|